Что объединяет жеребца олимпийского уровня Голдфевера, на котором выступает Людгер Бербаум, «звезду» выездки по кличке Блю Норс Каван (всадник Ларс Петерсон) и Артакс-Кондора Елены Сидневой? Все эти лошади принадлежат к ганноверской породе, занимающей на сегодня первую строчку в рейтинге студбуков по спортивным результатам. Ганноверские лошади есть в сборной почти каждой страны с развитым конным спортом, и последние двадцать лет они доминируют и в конкуре, и в выездке. Если говорить о спортивном коневодстве Германии в целом, то оно в основном берет свое начало от двух старинных пород, в послевоенные годы с переменным успехом боровшихся за пальму первенства – голштинской и ганноверской. Так что помимо высоких громких побед, ганноверская порода – это еще и солидная история и почти трехвековой опыт разведения.
Центром разведения ганноверской лошади является современная Нижняя Саксония, выходящая к границам Голландии и Северного моря. Порода зарождалась в старинной области Ганновер, бывшей одно время даже независимым королевством, а в 1946 году вошедшей в состав земли Нижняя Саксония. На гербе Ганновера изображена белая лошадь. У нее своя история, которая не имеет отношения к происхождению современной ганноверской породы, но тем не менее весьма любопытна.
Дело в том, что в княжеских конюшнях Ганновера наблюдалось редкое явление – рождение лошадей белой масти. Есть предположение, что эти лошади были альбиносами с красноватыми глазами или белорожденными. Возможно, поэтому, несмотря на тщательную селекцию, белые лошади Ганновера после более чем двухсот лет разведения к 1896 году закончили свое существование, оставив о себе память на гербе Ганновера. Ведь, как стало известно в XX веке, от белых лошадей часто рождается нежизнеспособное потомство, особенно при применении близкого инбридинга без знания особенностей наследования этой масти.
Разведение белых лошадей было начато в королевской конюшне Мемзен королем Георгом II после вступления его на престол в 1727 году. Позднее такие лошади появились и в Герренхаузене, летней резиденции ганноверских князей, а также в имениях других знатных особ. Княжеские и королевские экипажи, запряженные белоснежными лошадьми в шитой золотом красной сбруе смотрелись очень эффектно.
Ганноверские герцоги приводили из военных походов восточных и испанских трофейных лошадей – первых улучшателей коневодства Нижней Саксонии. Ведь хорошие лошади нужны были не только для парадных выездов знати, но и для армии и сельского хозяйства. Подъем коннозаводства Ганновера начался в 1714 году, когда курфюрст Ганноверский Людвиг вступил на английский престол под именем короля Георга I и стал поставлять отличных жеребцов в родной Ганновер. А в 1735 году было основано депо жеребцов в Целле, имевшее огромное значение для формирования породы